dllvse.ru

Презентация по физике на тему Агрегатные состояния вещества

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
1
Газообразное состояние Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма....
Газообразное состояние Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. В газах частицы расположены далеко друг от друга и находятся в постоянном беспорядочном движении. Частицы газа не связаны между собой и движутся с различной скоростью. Слово «газ» произведено от греческого слова «хаос» – беспорядок.
2
Первичное закрепление Цели: Установить осознанность усвоения обучающимися нов...
Первичное закрепление Цели: Установить осознанность усвоения обучающимися нового учебного материала, Установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу, Организовать деятельность обучающихся по применению изучаемых знаний Класс разбивается на три группы и каждой группе предлагается заполнить таблицу для одного агрегатного состояния вещества. Вывод: научились полученные на уроке знания оформлять в виде таблицы Состояние вещества Молекулярное строение Свойства ООбъяснениесвойств Твёрдоетело Жидкость Газы
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
индивидуальной работе, формирование положительной мотивации; способность к са...
индивидуальной работе, формирование положительной мотивации, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Развивающие: Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, продолжить работу по формированию умений делать выводы.
4
Результаты урока: Предметные Объяснять свойства газов, жидкостей и твёрдых те...
Результаты урока: Предметные Объяснять свойства газов, жидкостей и твёрдых тел на основе атомной теории строения вещества Метапредметные Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, планирования, постановки целей, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. (Регулятивные УУД). Уметь: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
5
Личностные Уметь: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной...
Личностные Уметь: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Оборудование урока Интерактивная доска, компьютер, презентация «Диффузия», карточки с заданиями, компакт - диск «Уроки физики Кирилла и Мефодия», воздушный шарик, сосуд с поршнем, стеклянные сосуды различной формы. Структура урока I. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. III. Целеполагание и мотивация. IV. Изучение новой темы и первичное закрепление. V. Практическое применение знаний. VI. Организация первичного контроля. VII. Подведение итогов урока. VIII Информация о домашнем задании . IX. Рефлексия
6
Ход урока Мотивация к учебной деятельности Цель: подготовка обучающихся к раб...
Ход урока Мотивация к учебной деятельности Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии -Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. -Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы. Актуализация опорных знаний Цель: Установление правильности и осознанности темы предыдущего урока всеми обучающимися, Выявление пробелов для дальнейшей их коррекции. Задачи: проверить знания понятий: «молекула», «атом», «диффузия». умение объяснять явление диффузии и взаимодействие молекул. Вопросы для проверки усвоения материала
7
1.Для чего нужно знать строение вещества? Знания о строении вещества помогают...
1.Для чего нужно знать строение вещества? Знания о строении вещества помогают не только объяснять суть явления, но и оказывать влияние на его течение. 2. Объяснить увеличение (уменьшение) объёма тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц. Вещества состоят из отдельных частичек, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объём тела увеличивается, когда частицы сближаются , то объём тела уменьшается.
8
3. Почему все тела нам кажутся сплошными? Частицы вещества очень малы и не ви...
3. Почему все тела нам кажутся сплошными? Частицы вещества очень малы и не видны невооружённым глазом. 4. Что такое молекула? Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.
9
5. Как называются частицы, из которых состоят молекулы? Молекулы состоят из а...
5. Как называются частицы, из которых состоят молекулы? Молекулы состоят из атомов.
10
7. Какое явление называется диффузией? Диффузия – самопроизвольное взаимное п...
7. Какое явление называется диффузией? Диффузия – самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого в результате их хаотического движения и столкновений друг с другом. 6. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества? Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
11
8. Объясните разную скорость диффузии в газах, жидкостях и твёрдых телах. Час...
8. Объясните разную скорость диффузии в газах, жидкостях и твёрдых телах. Частицы газа далеко удалены друг от друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки легко перемещаются частицы другого вещества. Поэтому диффузия в газах протекает быстро. Частицы в жидкости «упакованы» так, что расстояние между соседними частицами меньше их размеров. Сами частицы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объему сосуда. Перемешивание жидкостей происходит медленно. В твердых телах расстояния между частицами совсем маленькие. Они такие же, как размеры самих частиц. Проникновение через такие малые промежутки частиц другого вещества крайне затруднено и поэтому происходит очень медленно.
12
13
14
9. Почему твёрдые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы? Между...
9. Почему твёрдые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы? Между молекулами существует взаимное притяжение. 10. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив их друг другу. Вследствие неровностей поверхности приложенных друг к другу линеек образуется малое количество «точек соприкосновения», где проявляются силы молекулярного притяжения.
15
III. Целеполагание и мотивация. Цель: формировать умения применять знания для...
III. Целеполагание и мотивация. Цель: формировать умения применять знания для объяснения свойств веществ в различных агрегатных состояниях. Учитель: Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ. Какое вещество вы видите на слайде? Когда вода замерзает образуется … Какое это состояние воды? Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твёрдое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака. Итак, в каких состояниях может находиться вода? (твёрдое, жидкое, газообразное) Учитель: О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о том, что вещества могут находиться в трёх состояниях) Учитель: Верно. Эти состояния вещества называются агрегатными. (Запись в тетрадь) IV. Изучение новой темы. Существует три состояния вещества - твёрдое, жидкое и газообразное.
16
Вывод: твёрдые тела сохраняют форму и объём. Учитель: как вы ответите на трет...
Вывод: твёрдые тела сохраняют форму и объём. Учитель: как вы ответите на третий вопрос задания? Ученик: кусочек льда тает, т.к. в классе тепло. Следовательно, возможен переход вещества из твёрдого состояния в жидкое, но при этом должна быть определённая температура. Учитель: верно. Этот процесс называется плавлением. Об этом процессе мы будем говорить в 8 классе. Прежде чем ответить на четвёртый вопрос я предлагаю вам посмотреть слайд с расположением молекул воды в твёрдом состоянии и затем прийти к правильному ответу по взаимному расположению молекул в твёрдом теле. Выводы: в твёрдых телах расстояния между молекулами малы, (сравнимо с размерами молекул), взаимодействия сильные, молекулы колеблются около одного положения, называемого положением равновесия. Учитель: хороший вывод. В твёрдом теле молекулы практически всё время находятся в неизменном положении. Отсутствие систематических перемещений молекул и есть причина того, что мы называем «твёрдостью». Именно поэтому твёрдые тела сохраняют постоянную форму и объём. Я хочу добавить, что твёрдые тела делятся на кристаллические и аморфные, более подробно об этом будем говорить в 10 классе
17
На столе стакан с водой, мензурка, три сосуда разной формы. Учитель. Проведё...
На столе стакан с водой, мензурка, три сосуда разной формы. Учитель. Проведём эксперимент и ответим на вопросы: Сохраняется ли форма жидкости? (на примере воды) Сохраняется ли объём жидкости? Вывод: жидкости легко меняют форму, но сохраняют объём. 3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твёрдое, газообразное). Каким образом это осуществить? Ученик. Если на улице холодно, то вода в лужах замерзает, становится твёрдым телом. Следовательно, для этого процесса необходимо понизить температуру. Ученик. Вода при кипении обращается в газообразное состояние (пар). Учитель. Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Обратный процесс называется конденсацией. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? Смотрим слайд Вывод: молекулы жидкости также находятся друг от друга на малом расстоянии (меньше, чем диаметр молекулы). Притяжение между молекулами жидкости не так велико и поэтому они скачками могут менять своё положение. Жидкости текучи, их легко перелить из одного сосуда в другой.
18
Учитель. Проведём эксперимент. Перевернём стакан вверх дном и попытаемся опус...
Учитель. Проведём эксперимент. Перевернём стакан вверх дном и попытаемся опустить его в воду. Объясните явление. Какими свойствами обладает вещество в газообразном состоянии, как объяснить эти свойства на основе знаний о строении вещества. Смотрим слайд. Вывод: газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. Учитель. В газах расстояние между молекулами много больше их размеров, поэтому любой газ достаточно легко сжать при нормальных условиях. Сила взаимодействия между молекулами газа очень мала. Скорости молекул газа значительны. В силу этого газ не имеет ни формы, ни объёма. Мы пришли к выводу, что Ученик 1. Все вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях. Ученик 2. Молекулы одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях одинаковы. Ученик 3. Механические свойства веществ в разных агрегатных состояниях различны так как изменяется взаимное расположение молекул и характер их движения. Ученик 4. Вещество может переходить из одного состояния в другое.
19
V. Осмысление и применение знаний в новой ситуации Цель: 1. Объяснить, что зн...
V. Осмысление и применение знаний в новой ситуации Цель: 1. Объяснить, что знания о строении вещества помогают создать вещества с определёнными свойствами Учитель. Зная внешние свойства вещества, можно предсказать характер движения взаимодействия и расположения молекул. Возможна и обратная задача: зная все данные о характере поведения частиц, объяснить или предположить свойства вещества. Если в жизни или технике необходимо иметь вещество с определёнными свойствами, то в научных лабораториях создают это вещество на основе знаний о его строении. Вывод: знание свойств веществ позволяет создавать новые вещества с определёнными свойствами. VI. Организация первичного контроля Цели: Установить осознанность усвоения обучающимися материала, Своевременная коррекция ошибок и затруднений. ТЕСТ
20
1. В скольких и каких состояниях могут находиться вообще тела? А. В двух: твё...
1. В скольких и каких состояниях могут находиться вообще тела? А. В двух: твёрдом и жидком. Б. В двух: твёрдом и газообразном. В. В трёх: в виде твёрдого тела, жидкости и пара. Г. В трёх: твёрдом, жидком и газообразном. 2. Может ли какое – либо вещество быть в разных состояниях? А. Не может. Б. Нет: любое вещество или твёрдое, или жидкое, или газообразное. В. Может: оно изменит своё состояние, если изменятся условия. 3. Какими общими свойствами обладают твёрдые тела? А. Собственным объёмом и изменчивостью формы. Б. Собственными объёмом и формой. В. Собственной формой и легко изменяемым объёмом. 4. Каковы общие свойства жидкостей? А. Наличие у них собственного объёма и текучести, следовательно, изменчивости формы. Б. Обладание собственным объёмом и формой. В. Отсутствие собственных объёма и формы. Г. Трудность изменения объёма и формы.
21
5. Какие общие свойства присущи газам? А. Сохранение газом своего объёма и фо...
5. Какие общие свойства присущи газам? А. Сохранение газом своего объёма и формы. Б. Неизменность объёма газа при приобретении им любой формы. В. Заполнение газом всего предоставленного ему пространства. Г. Трудность сжатия, изменения формы и объёма. 6. Как расположены, взаимодействуют и движутся молекулы в газах? А. Молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, и перемещаются свободно друг относительно друга. Б. Молекулы находятся на больших расстояниях (по сравнению с размерами молекул) друг от друга, практически не взаимодействуют и движутся беспорядочно. В. Молекулы расположены в строгом порядке, сильно взаимодействуют и колеблются около определённых положений. Г. Молекулы находятся на больших расстояниях друг от друга в определённом порядке, слабо взаимодействуют друг с другом и движутся в разные стороны. 7. В каком состоянии вещества его молекулы сближены на расстояния, меньшие размеров самих молекул, сильно взаимодействуют и остаются на одних и тех же местах, лишь совершая около них колебания? А. Жидком. Б. Твёрдом. В. Газообразном. Г. В любом из этих состояний.
22
8. Чем отличается с молекулярной точки зрения сталь в твёрдом и жидком состоя...
8. Чем отличается с молекулярной точки зрения сталь в твёрдом и жидком состояниях? А. Ничем. Б. Составом молекул. В. Размером молекул. Г. Расположением, взаимодействием и движением молекул. 9. Как взаимодействуют молекулы тела? А. Притягиваются друг к другу. Б. Движутся независимо друг от друга. В. Отталкиваются одна от другой. Г. Молекулы и притягиваются, и отталкиваются: при расстояниях между ними, сравнимых с их размерами, преобладает притяжение, при меньших расстояниях – отталкивание. 10. Каким взаимодействием молекул - притяжением или отталкиванием - объясняются следующие факты: наличие у твёрдых тел постоянного объёма и неизменной формы, смачиваемость жидкостью поверхности твёрдого тела, необходимость большого усилия для растяжения или разлома твёрдого тела? А. Отталкиванием. Б.Притяжением. В. Взаимодействие молекул не объясняет этих фактов. Г. Среди ответов нет верного .
23
VII. Подведение итогов урока Цель – качественно оценить работу класса в целом...
VII. Подведение итогов урока Цель – качественно оценить работу класса в целом и отдельных учащихся. Учитель. Мы переходим к последнему этапу нашего урока. Подведём итог работы на уроке. Вспомним, какую цель ставили в начале урока. Выводы. 1) Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. 2) Молекулы находятся в беспорядочном непрерывном движении. Все молекулы взаимодействуют между собой. Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях. Свойства веществ определяются взаимным расположением молекул и их взаимодействием. Даётся качественная оценка работы класса в целом и отдельных обучающихся 11. Что из названного свидетельствует о существовании отталкивания молекул? А. Текучесть жидкости. Б. Распрямление сжатого ластика. В. Практическое сохранение жидкостью объёма при её сдавливании. Г. Несмачиваемость жидкостью поверхности твёрдого тела.
24
VIII. Информация о домашнем задании Обязательный уровень: § 11,12; вопросы к...
VIII. Информация о домашнем задании Обязательный уровень: § 11,12, вопросы к параграфу. Продвинутый уровень : М.Е. Тульчинский №13-16 Задача на смекалку. Вы пришли на школьную дискотеку и наблюдаете за толпой учащихся, танцующих в зале. В зале очень тесно. Если мысленно заменить каждого ученика молекулой, то какое агрегатное состояние вещества это напоминает? IX. Рефлексия Учитель. Какую цель мы поставили в начале урока? Мы достигли цели урока? Что мы использовали для достижения целей? Проанализируйте результат своей работы Отмечаются лучшие ответы учащихся
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию