dllvse.ru

§ 27. Франциск Скорина — восточнославянский и белорусский просветитель и гуманист

История Беларуси, 7 класс (Штыхов, Бохан, Краснова, 2009)

[ Содержание ]

Вспомните:

1. Когда на белорусских землях распространились идеи Возрождения?

2. Объясните значение понятия «гуманизм». 3. Когда появилось книгопечатание в Европе? Кто был его основоположником?

Жизненный путь Франциска Скорины. Среди деятелей белорусского Возрождения особо выделяется фигура Франциска Скорины. Он стал не только первым восточнославянским и белорусским первопечатником, но был еще и просветителем-гуманистом, что нашло отражение в его книгах.

Франциск Скорина родился около 1490 г. в Полоцке, в купеческой семье. Его отец торговал кожей и другими товарами. Он, видимо, был человеком довольно образованным, поэтому смог дать своему сыну первоначальное образование дома. Затем молодой Франциск усовершенствовал знания в одной из школ Вильно или родного Полоцка, а в 1504 г. поступил в Краковский университет. Через два года он закончил университет и вскоре получил диплом доктора философии.

Уже тогда проявились необычайные способности Франциска Ско-рины, что открывало перед ним широкие перспективы. Некоторое время он был секретарем короля Дании, однако жажда знаний привела его в 1512 г. в прославленный Падуанский университет в Италии, где Скорина блестяще защитил диплом доктора медицинских наук. Вероятно, уже тогда Скорину заинтересовало книгопечатание, которое единственное давало в то время возможность сделать знания достоянием широкого круга людей.

Местом своей книгоиздательской деятельности Франциск Скори-на избрал Прагу, бывшую тогда значительным культурным центром Европы. В Праге в 1517—1519 гг. Скориной было издано 23 книги. Около 1520 г. Скорина переехал в столицу ВКЛ — Вильно. Здесь, в отличие от Праги, он имел свою типографию. В 1522 г. Скорина издал «Малую подорожную книжицу», состоящую из 23 частей, а в 1525 г. — «Апостол».

Затем Франциск Скорина попытался распространить книжное дело в Московском государстве и в конце 1520-х — начале 1530-х гг. посетил Москву. Однако здесь посчитали, что издания Скорины не соответствуют принятым в Московском государстве церковным канонам. После этого Скорина на некоторое время приехал в Кенигсберг к прусскому герцогу. Однако в дальнейшем Ско-рина стал испытывать серьезные материальные трудности. Умерли практически все меценаты его издательской деятельности. Скорина был вынужден покинуть родину и вновь направиться в Прагу. Здесь он вплоть до самой смерти (около 1551 г.) работал королевским садовником.

Взгляды и издательская деятельность Скорины. Франциск Скорина посвятил свою жизнь изданию библейских текстов. Это было не случайно. Во времена средневековья Библия была наиболее распространенной книгой. Она имела не только религиозное значение; по ней учились грамоте, она служила источником знаний по истории, географии. Поэтому Скорина стремился сделать Библию не только более доступной, более дешевой, чем рукописные книги, но и напечатать ее на понятном народу языке. Для этого он переводил канонические тексты, вводил в них элементы живого разговорного языка.

Однако Скорина не ограничивался только издательской и переводческой деятельностью. В своих изданиях он выступает и как автор предисловий и сказаний, похожих на проповеди, поучения. Чтобы сделать библейские сюжеты более понятными простому читателю, Скорина в доступной форме комментировал их, давал толкования и сведения о временах, которые описывал. Он использует приемы стихосложения, размещает собственные гимны.

Но главная ценность предисловий, сказаний, а также послесловий для нас в том, что в них прослеживается внутренний мир Скори-ны, для которого была характерна гуманистическая направленность, присущая Ренессансу. Скорина выступает как горячий патриот, активный сторонник духовного и общественного единства народа, христианских и общечеловеческих ценностей.

В изданиях Скорины прослеживается также глубокое уважение к светским наукам, интерес к достижениям античности, приверженность идее справедливых и совершенных законов, основанных на естественном праве. Идеалом Франциска Скорины была справедливая и сильная монархия, которая бы поддерживала христиан -скую справедливость, руководствовалась в своих действиях законами, жила в мире и согласии с соседями, содействовала развитию хозяйства и духовной культуры подданных. Примеры идеального общества Скорина искал в прошлом, причем его внимание привлекали не только библейские персонажи, но и деятели греческой и римской античной истории.

В своих изданиях текстов Библии Скорина размещал сведения по светским наукам. Так, в «Малой подорожной книжице» имеются сведения по астрономии, календари, даются белорусские названия месяцев года, представлены знаки Зодиака. Скорина считал, что по «Псалтыри» можно было научиться музыке, по книгам Моисеевым — арифметике, по книге Иисуса Навина — геометрии и астрономии.

Издания Скорины уникальны и с точки зрения оформления. Они с полным правом могут считаться шедевром книжного дела. Они имеют удобные размеры, украшены высокохудожественными гравюрами, орнаментом, даже шрифт выделяется совершенством. Иллюстрации изданий Скорины не только украшают текст, но и помогают лучше понять содержание. Считается, что в оформлении книг и подготовке гравюр принимал участие сам Скорина.

При наборе текстов Франциск Скорина ввел некоторые новинки, неизвестные ранее. Он стал использовать пробелы между отдельными словами, разбивать текст на абзацы, что облегчило чтение. Это способствовало лучшему распространению его книг, делало их еще более понятными.

Величие личности Франциска Скорины. Скорину иногда называют титаном белорусского Возрождения. Он стал первым белорусским и восточнославянским первопечатником, намного опередившим своих современников. Первые печатные книги у соседних

с белорусами народов появились значительно позже. Однако Скорина выступает не только как книжник, просветитель, носитель и распространитель духовных ценностей. Его личность вобрала в себя многогранность, характерную для наиболее славных представителей европейского Ренессанса. Скорина проявил себя в различных отраслях науки и искусства — как философ, медик, писатель и поэт, переводчик, художник, первопечатник. Ему же приписывают участие в подготовке первого свода законов ВКЛ — Статута 1529 г.

Франциск Скорина стал, без сомнения, первым крупным деятелем эпохи Возрождения на белорусских землях и основоположником многих новаторских тенденций. Его деятельность оказала влияние не только на книгопечатание, но и на развитие книжной гравюры в ВКЛ, стихосложение, распространение светских стремлений в литературе. Введение Скориной элементов живого народного диалекта в церковно -славянские тексты способствовало развитию старобелорусского языка.

Вопросы и задания

1. Где и когда родился Франциск Скорина? Где он получил образование? 2. В каких сферах деятельности проявился талант Скорины? 3. Составьте таблицу «Издательская деятельность Франциска Скорины».

Дата издания книги

Название книги

Место издания

     
4. Объясните, почему книги, изданные Скориной, были религиозного содержания. Что особенного в книгах, изданных Скориной? 5. На одной из книг, изданных Ф. Скориной, в заголовке написано: «Библия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем по-сполитым к доброму научению». Как в этих словах выражены цели издания? 6. Охарактеризуйте взгляды Франциска Скорины. Можно ли сказать, что его взгляды важны и для современного человека? 7. Определите роль Франциска Скорины в развитии белорусской культуры.

Исторический источник

Из книг Франциска Скорины

Понеже прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рыбы, плывущие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють.

* * *

Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети. Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека.

В чем проявилась черта гуманизма в изданиях Франциска Скорины?

Это интересно. Франциск Скорина стал одним из наиболее известных выпускников Падуанского университета. В так называемом «Зале сорока» этого университета на кафедре установлен бюст Галилео Галилея, читавшего здесь лекции по математике. А на стенах, в два ряда, висят фресковые портреты сорока наиболее выдающихся личностей, учившихся здесь и оставивших яркий след в мировой культуре. Портрет Франциска Скорины находится в верхнем ряду почти над бюстом Галилея в окружении портретов знаменитого польского поэта Яна Кохановского и первого русского доктора медицины П. В. Постникова.

* * *

Франциска Скорину по праву считают одним из самых выдающихся сыновей Беларуси. Высшие государственные награды Беларуси — медаль (1989 г.) и орден (1995 г.) — утверждены в его честь. Его имя носят университет в Гомеле, центральная библиотека и педагогическое училище в Полоцке, улицы во многих городах Беларуси. Памятники Франциску Скорине установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Калининграде, Праге.