dllvse.ru

§ 26. Образование и наука

История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

[ Содержание ]

Вспомните

Почему в Западной Европе с конца XVII в. начала формироваться новая культурно-историческая эпоха — Просвещение?

1. Особенности Просвещения на белорусских землях. Сильное влияние на культуру белорусских земель второй половины XVIII в. оказали идеи Просвещения. Это общественно-политическое и культурное движение, которое в конце XVII—XVIII в. охватило всю Европу, было направлено на установление буржуазной культуры и ликвидацию феодального строя.

На территории Беларуси и Литвы Просвещение не приобрело революционного характера, как во Франции. Новые идеи внедрялись путем реформ. Проводниками передовой идеологии стали прогрессивные круги шляхты и духовенства. Просвещение в ВКЛ было ориентировано на решение крестьянского вопроса. Известные общественные деятели того времени стремились к тому, чтобы крестьяне имели равные права с другими сословиями. Они требовали организовать систему образования в деревне.

Известным представителем Просвещения являлся магнат Иоахим Хреп-тович (1729—1812). Он занимал должность маршалка, а затем канцлера ВКЛ. Писал стихи на польском языке, основал в Варшаве «Товарищество друзей наук». В своем имении Щорсы под Новогрудком Иоахим Хрептович организовал образцовую сельскохозяйственную общину, которая стала известна далеко за пределами Речи Посполитой.

Первым «шляхетским революционером» историки считают выходца из обедневшей шляхетской семьи Иосифа Еленского (1756—1813). После окончания Гродненской землемерной школы он работал писарем, бухгалтером. В 1794 г. И. Еленский был арестован российским правительством за свои революционные произведения. В них он критиковал крепостное право, выступал за равенство сословий и демократическую республику.

Идеи Просвещения стали основой для выработки актуальных политических проектов, направленных на ликвидацию в стране магнатско-шляхет-ской анархии, права «либерум вето», сословного неравенства. Такие просветители XVIII в., как Адам Нарушевич, Томаш Гуссаржевский, Тадеуш Млоцкий, выступали за монархический строй государства с сильной центральной властью. Некоторые просветители поддерживали идеи европейского парламентаризма с его разделением власти на исполнительную, судебную и законодательную.

2. Образование. Вторая половина XVIII в. характеризуется постепенным освобождением общественного мнения и образования от влияния церкви.

Свидетельством новых тенденций стала реформа пиарских школ. В 1741 г. руководителем провинции ордена пиаров в Речи Посполитой был назначен Станислав Конарский (1700—1773). Он внес изменения в процесс обучения детей и молодежи. В частности, большое значение стало придаваться изучению польского языка и естествознания. С. Конарский обосновывал необходимость эстетического и физического воспитания детей.

В 1773 г. приказом римского папы была запрещена деятельность иезуитов. Имущество ордена перешло к Эдукационной комиссии, которая считается первым в Европе светским заведением в сфере просвещения. Школьное образование приобрело нецерковный характер. Кроме основных предметов дети стали изучать огородничество, земледелие, охрану здоровья, архитектуру, искусство. Им преподавалась даже моральность — наука о плохих и хороших поступках человека. В первом классе изучались обязанности детей, во втором — отношение слуг к панам, в третьем — личные поступки человека. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Ученики играли в мяч, бросали камни в воду, измеряли поля и огороды, бегали.

Эдукационная комиссия в 1783 г. утвердила единый для всех школ страны устав обучения. Он предусматривал создание системы образования изтрехтипов школ: начальных (приходских), средних (окружных и подокружных), высших (Главной школы ВКЛ). На территории Беларуси Эдукационная комиссия открыла 20 средних и около 200 начальных школ. В них обучалось 2500 учеников, при этом почти треть их составляли дети крестьян. Таким образом обеспечивалась всесословность обучения, когда в школах училисьдети как привилегированных, так и непривилегированных сословий.

Новым явлением в развитии образования стала организация профессиональных учебных заведений. Благодаря усилиям А. Тизенгауза в Гродно и Поставах были открыты медицинская, акушерская, ветеринарная, финансовая, чертежная и рисовальная школы. Наибольшую известность получила медицинская школа в Гродно. Ею руководил француз Жан Эммануэль Жилибер (1741 — 1814). 

В школе действовали госпиталь, анатомический кабинет, зоологический сад, музей, библиотека. Были подготовлены три выпуска врачей.

Таким образом, Эдукационная комиссия решила две важные задачи. В обучении детей стали преобладать естественные и общественные науки. Произошел переход к методам развивающего обучения. Ученики уже не заучивали наизусть материал уроков, а учились рассуждать.

3. Наука. В распространение Просвещения на белорусских землях большой вклад внес православный деятель Георгий Конисский (1717—1795). Его взгляды были глубоко религиозными. Вместе с тем он уважительно относился ко взглядам Коперника и Галилея. Конисский собирал архивные источники по истории православной церкви в Беларуси, выступал против всевластия магнатов, за сильную центральную власть. Речь Конисского в защиту прав диссидентов была переведена на европейские языки как пример защиты веротерпимости.

Философскую мысль представлял виленский профессор Казимир Нарбут (1738—1807). Первоначальное образование он получил в пиарской школе. Затем учился в пиарском училище в Риме. Казимир Нарбут считал, что философия должна служить обществу. Он поддерживал реформы, которые проводились в Речи Посполитой, в частности, высказывал свое восхищение строительством Днепровско-Бугского канала, развитием мануфактур.

Европейскую популярность своими философскими работами получил Соломон Майман (около 1753—1800). Родился он около местечка Мир. Образование получил у главного раввина Слуцка. В возрасте двадцати пяти лет Майман отправился в Германию, где изучал философию, физику, математику и французский язык. Он был первым комментатором и критиком известного немецкого философа Иммануила Канта.

Сторонником физиократов был уроженец Брестчины Михал Карпович (1744—1803). Он получил образование в иезуитском коллегиуме, затем преподавал богословие и церковную историю. Михал Карпович одним из первых в ВКЛ начал критиковать крепостное право.

Популярность среди учеников школ приобрели книги Кароля Вырвича (1717—1793) в качестве учебников по всеобщей истории. Вырвич считал, что история — это совокупность изменений в политической жизни, обычаях, религии, науке, искусстве. Важное место он отводил роли экономики в общественной жизни, а главным источником богатства страны считал торговлю.

Развитие исторической науки связано с именем Матея Догеля (1715—1760). Он родился в деревне Гембулы Лидского повета, окончил пиарскую школу в Щучине. С 1748 г. как посол Речи Посполитой Матей Догель получил возможность работать в библиотеках Германии, Франции, Голландии. Он имел доступ к королевским архивам Кракова и Несвижа. Это позволило опубликовать сборник документов «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Великого Княжества Литовского». Собранные им материалы раскрывали историю внешней политики Польши, Литвы и Беларуси в XIII—XVIII вв.

По предложению короля известный польский поэт, уроженец П инщины Адам Нарушевич (1733— 1796) подготовил «Историю польского народа».

Для написания книги он организовал группу копировальщиков. Их направили в Германию, Италию, Швейцарию для переписывания исторических документов. Исследователь интересовался взаимоотношениями церкви и государства, происхождением крепостного права, способами преодоления упадка страны. Его идеалом была сильная королевская власть.

Значительный вклад в развитие науки внес уроженец Гродненщины Мартин Почобут-Одля-ницкий (1728—1810). Будучи студентом Виленской академии, он заинтересовался астрономией. Чтобы расширить свои знания, отправился в Пражский университет. Затем в Вильне исследователь организовал астрономическую обсерваторию. Он изучал планеты Солнечной системы, открыл неизвестное созвездие, определил географические координаты многих населенных пунктов Беларуси. На протяжении 23 лет Почобут-Од-ляницкий руководил Главной школой ВКЛ. Он пригласил на работу в Вильну австрийского природоведа Г. Форстера, итальянского химика Дж. Сарто-риуса, физиолога С. Бизио, а из Гродно — Ж. Жилибера. Последний основал в Гродно первый в Беларуси ботанический сад. Коллекция состояла из растений, полученных из Страсбургского и Эдинбургского садов, даров известных ботаников. В ботаническом саду были экзотические и местные растения — более 2000 видов. Также в Гродно Жилибер опубликовал первых два тома своей книги «Флора Литвы».

МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Из «Логики. » Казимира Нарбута

Логика - это наука, которая учит, как постигнуть и изведать истину, или, что одно и то же: это искусство правильного мышления. Она обязана дать обоснованные правила. и показать, что они приводят наш разум к познанию истины и предостерегают его от ошибок.

В чем заключается предназначение логики как науки?

Вопросы и задания

1. Назовите особенности эпохи Просвещения в ВКЛ.2. Докажите, что магната Иоахима Хрептовича можно считать представителем Просвещения.3. Кого называют первым «шляхетским революционером»? Почему?4. Каким образом идеи Просвещения повлияли на развитие образования?5. Раскройте вклад Эдукационной комиссии в развитие светского обучения.6. Как вы понимаете принцип всесословности образования?7. Охарактеризуйте развитие науки во второй половине XVIII в.8. Подготовьте сообщения об известных представителях науки белорусских земель второй половины XVIII в.