dllvse.ru

Памятки «Как изучать историю»

История Беларуси, 10 класс (Новик, Гинчук, 2012)

[ Содержание ]

Памятки «Как изучать историю»

Памятка 1. Как локализовать события отечественной истории во времени и

пространстве

1. Назовите дату (хронологические рамки) исторического события. Определите его продолжительность во времени.

2. Если событие было продолжительным, определите в нем основные этапы и периоды. Назовите хронологические рамки этапов (периодов). Объясните, что положено в основу периодизации.

3. Соотнесите изучаемый факт с уже известными вам событиями отечественной истории. Определите их последовательность относительно друг друга (что было раньше, что позже).

4. Соотнесите изучаемый факт с событиями европейской и мировой истории. Установите, какая связь существовала между событиями отечественной, европейской и мировой истории в изучаемый период.

5. Определите местонахождение изучаемых объектов на исторической карте (используйте карты, помещенные в учебном пособии, атласах, настенные карты).

6. Если вы изучаете исторический процесс (например, формирование территории БССР), определите изменения, происходившие на исторической карте.

Памятка 2. Как характеризовать и оценивать исторические факты

1. Общая характеристика исторического факта должна включать описание его причин, сущности, последствий.

2. Для того чтобы оценить значение исторического факта, необходимо:

проанализировать влияние исторического факта на экономическое, политическое, социальное, духовное развитие общества в изучаемый период;

• проследить масштаб влияния факта в пространстве: определить его влияние на процессы в регионе, отдельных странах, мире;

• проследить масштаб влияния факта во времени: определить его влияние на исторический период, эпоху;

• дать оценку исторического факта с позиций морали изучаемого периода и с позиций современных представлений о морали.

Памятка 3. Как характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей

1. Ознакомьтесь с информацией об исторической личности в рубрике «Исторический портрет».

2. Соотнесите годы жизни личности с основными событиями соответствующего исторического периода.

3. Найдите в дополнительной литературе информацию о жизненном пути и деятельности личности.

4. Охарактеризуйте вклад, внесенный личностью в историю. Какое влияние она оказала на события отечественной, европейской, всемирной истории? Какое ее наследие мы используем сегодня?

5. Определите, какие методы использовались личностью для достижения своих целей. Дайте им оценку.

6. Определите свое собственное отношение к данной личности.

Памятка 4. Как раскрывать причинно-следственные связи между историческими фактами

1. Определите, к какому периоду и к какой сфере общественной жизни относятся данные исторические факты.

2. Определите, какой из отмеченных исторических фактов является причиной, какой — следствием.

3. Объясните, каким образом связаны между собой данные исторические факты. (Связь между историческими фактами может быть хронологической и логической.)

4. Определите, какие факторы обусловили причинно-следственные связи между данными историческими фактами.

Памятка 5. Требования к выводам

1. Вывод должен относиться к сущности изложенного материала, вытекать только из рассмотренных фактов и связей, не превышать их объема, не оставлять части фактов без внимания.

2. При рассмотрении большого числа фактов и связей вначале делаются частные выводы, а затем общие.

Памятка 6. Как сравнивать исторические факты по самостоятельно

определенным критериям

1. Определите план (признаки) сравнения, т. е. вопросы, по которым будете сравнивать исторические факты.

2. Охарактеризуйте сравниваемые исторические факты по каждому вопросу. Сравнение удобно выполнять в форме таблицы.

План сравнения

Сравниваемые исторические факты

Факт № 1

Факт № 2

     

3. Определите общие черты и отличия исторических фактов.

4. Сформулируйте соответствующие выводы.

Памятка 7. Как давать определение исторических понятий

1. Вспомните все характерные признаки исторического понятия.

2. Определите наиболее существенные из них, без которых понятие теряет смысл.

3. Подберите более широкое (видовое) понятие, к которому относится изучаемое, сформулируйте определение.

Например: монархия — это форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается обычно по наследству.

Монархия — понятие, которому дается определение.

Форма правления — видовое понятие, к которому относится монархия.

Признаки понятия «монархия»:

1) власть принадлежит одному человеку;

2) власть передается обычно по наследству.

Памятка 8. Как аргументировать свое мнение по вопросу

1. Сформулируйте доказываемый тезис (положение).

2. Подберите исторические факты, подтверждающие тезис.

3. Логически постройте свое доказательство: свяжите исторические факты с доказываемым тезисом.

Памятка 9. Как составлять тезисный план

Тезисы — это основные идеи, положения без аргументации.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Разделите его на логические части.

3. Выделите в каждой части главную мысль.

4. Кратко сформулируйте ее и запишите.

Памятка 10. Как работать с историческим документом

1. Прочитайте название исторического документа, обратите внимание на его автора и время написания.

2. Внимательно прочитайте текст исторического документа, определите, о каком историческом событии в нем идет речь.

3. Значение неизвестных вам слов найдите в словаре.

4. Определите в тексте исторического документа сведения об изучаемом событии, ранее вам неизвестные. Используйте их для характеристики изучаемых исторических фактов.

Памятка 11. Как объяснять разные мнения об исторических фактах

1. Сформулируйте известные вам оценки изучаемого исторического факта.

2. Определите, какие критерии лежат в основе каждой из них (чем руководствуются авторы этих оценок).

3. Проанализируйте аргументацию разных оценок исторического факта. Какая из них вам представляется наиболее объективной? Почему?

4. Дайте свою аргументированную оценку историческому факту.

Памятка 12. Как писать эссе

Эссе — это творческая работа, в которой автор излагает свои рассуждения, впечатления, чувства, отношение к тому, о чем пишет.

1. Эссе имеет свободную композицию и небольшой объем. Мысли автора излагаются в виде кратких тезисов, подкрепленных аргументами.

2. Эссе состоит из введения, основной части, заключения. Во введении определяются ключевые вопросы, на которые будут даны ответы. В основной части излагаются факты, аргументы, размышления. В заключении должен содержаться вывод, подводящий итог рассуждениям автора.

3. При написании эссе обратите внимание на грамотное использование исторических понятий, самостоятельную формулировку и аргументацию собственного мнения о проблеме.